ОТКРЫТОЕ СЕРДЦЕ Поможем детям вместе

Челябинская областная общественная организация помощи детям

Что делать, если ребенок с аутизмом отказывается выполнять письменные задания?


B8PK65 Little girl writing at desk

Многие ученики с расстройствами аутистического спектра (РАС) ненавидят писать. Даже простая подпись может вызвать сильный кризис. Чем может помочь родитель или учитель?

Почему письмо вызывает такие трудности?

Процесс письма может требовать больше, чем обычная способность рисовать красивые буквы. Процесс письма включает владение языком, организацию, контроль за движениями и планирование, а также обработку сенсорной информации: четыре зоны, являющиеся проблематичными для людей с аутизмом и синдромом Аспергера. Очень важно, чтобы родители и учителя понимали, что каждая из этих областей может явиться причиной отвращения студента к процессу письма.

Речевые трудности могут влиять на способность ученика излагать мысли в письменном виде. Проблемы с организацией влияют на способность ученика складывать слова в осмысленные предложения и затем выстраивать эти предложения в логическом порядке в параграф. Проблемы с двигательным контролем и планированием влияют на способность ученика ориентироваться и стабилизировать собственное тело, в то время как он пытается координировать мышцы рук для того, чтобы удержать карандаш или справиться с клавиатурой. И в самом процессе письма, студент должен использовать свою сенсорную регуляцию, чтобы отфильтровать звуки, цвета, запахи и движения, что его окружают. Мудрый родитель или учитель будет рассматривать каждую из этих потенциальных проблемных областей, чтобы помочь ученикам с аутизмом успешно выполнять письменные задания.

Почему писать так важно?

Во-первых, невзирая на когнитивный уровень ученика, от умения писать зависит получение им аттестата. Правописание является мастерством высокого класса. В сорока шести штатах сегодня в списке обязательных предметов, необходимых на выпускных экзаменов на получение аттестата, числятся английский язык, мировая литература, обществоведение, естествознание, технические предметы и математика. Каждый из этих предметов включает в себя письменный компонент. Чтобы сдать эти обязательные стандарты, ученик должен уметь писать. Если ученик не может (или не хочет) писать, он рискует провалить эти предметы и остаться без аттестата.

Во-вторых, письменные задания могут сильно повлиять на поведение ученика. В ответ на просьбу написать, студенты с аутистическими расстройствами часто выражают сильнейшее раздражение, так как для них изложение собственных идей на бумаге является непосильной задачей. Исходя из моего опыта, вспышки нежелательного поведения в школе чаще всего вызваны «просьбой выполнить задание». Что эта фраза обычно подразумевает? Что-нибудь написать! Просьба что-нибудь написать часто приводит к отказу, негативному поведению или даже к кризису, связанному с проблемами в одной из вышеперечисленных областей. Для понимания образовательных и поведенческих нужд учеников с аутизмом и синдромом Аспергера очень важно, чтобы учителя внедряли научно-обоснованные стратегии, специально разработанные для помощи таким детям в письме.

О чем нам говорят научные исследования?

До недавнего времени в медицине бытовало мнение, что аутизм и синдром Аспергера затрагивают только те области мозга, которые контролируют взаимоотношения с другими людьми, общение и решение проблем. Теперь с помощью новых инструментов сканирования мозга появилась новая информация. Например, недавние исследования мозга показывают, что есть существенные различия в самой структуре мозга людей с аутистическими расстройствами. Важнейшей особенностью оказалась связь различных отделов мозга между собой. В мозгу человека с аутизмом информация не передается из одного отдела в другой с той же скоростью и эффективностью, как в нейротипичном мозге. «Части» мозга могут работать очень хорошо, но они плохо «разговаривают» друг с другом!

Такая плохая коммуникация между важнейшими отделами мозга оказывает огромное влияние на способность ученика писать. Процесс письма требует высокоуровневой координации различных отделов мозга. Для того чтобы писать, человек должен активировать отделы мозга, которые отвечают за двигательные контроль и планирование, языковые навыки, сенсорную обратную связь, решение проблем, навыки имитации, память, организацию деятельности и проприоцепцию, осознание положения собственного тела и его частей в пространстве и по отношению друг к другу. Для того чтобы это произошло, тысячи нейронных сигналов посылаются туда и обратно. Результат похож на группу людей в переполненной комнате, которые все вместе трудятся над общим проектом, но не сообщают остальным, что именно они делают — неэффективно и раздражает, совсем как письменные задания для человека с аутизмом.

Как учитель может помочь?

Стать сыщиком. Когда ученик отказывается писать, узнать причину отказа. Рассматривать письменное задание с точки зрения ребенка с аутизмом. Изучать одновременно все проблемные зоны: техники речи, организацию, контроль моторики и планирование, сенсорную регуляцию. Привести студента к успеху через разработку стратегии поддержки каждой из этих зон.

Нижеописанные сценарии демонстрируют примеры того, как преподаватель или родитель может помочь ребенку с аутизмом стать успешным писателем.

Часть 1: Речь. «У него отличные идеи. К сожалению, как только приходит время писать, он не может собраться с мыслями и выразить то, что хотел сказать».

Большинство людей с расстройствами аутистического спектра испытывают трудности с абстрактной речью. Для них является проблемой задание «Возьми дневник и напиши о том, что тебя интересует». Или «Напиши о твоем любимом времени года». Для того чтобы понять, о чем он хочет писать, ученику нужны конкретные примеры и подробные инструкции.

Конкретизируйте варианты и используйте картинки.Например, если ученик должен описать свое любимое время года, покажите ему изображения разных времен года. Спросите: «Какое тебе больше нравится?» Когда он укажет на то, что ему нравится, попросите его написать то, что он выбрал, в качестве заголовка. Затем спросите: «Почему тебе больше нравится лето?» В зависимости от ответов ребенка, взрослый составляет список ключевых слов — по одному на каждую мысль ученика. Затем ученик пишет одну фразу к каждому ключевому слову.

Часть 2. Организация. «Его изложение очень неорганизованно. Его пункты похожи на длинный список фактов, изложенных непоследовательно и в беспорядке».

Ученики с аутизмом и синдромом Аспергера испытывают трудности с организованным и последовательным изложением собственных мыслей, особенно в печатном виде. Они могут быть способны визуализировать и развить идею, но переложить эту идею на бумагу равносильно переводу на другой язык. В предложении слова часто изложены в беспорядке. В параграфах мысли логически непоследовательны. В более длинных письменных заданиях время и последовательность часто искажены.

Создайте визуальную линию времени с помощью взрослого. Нарисуйте длинную горизонтальную линию на листе бумаги. Спросите ученика о том, что он знает на эту тему. Пока ученик говорит, взрослый рисует простые иллюстрации (или ключевые слова), представляющие идеи ученика вдоль прямой линии. Взрослый незаметно выстраивает картинки в логическом порядке во время этого процесса мозгового штурма. В конце упражнения студент «читает» задание, выполненное взрослым, пользуясь картинками или ключевыми словами, так быстро, как может. Эта словесная тренировка помогает студенту услышать логический поток речи. Ученик дополняет письменное задание, используя временную линию как визуальную поддержку.

Часть 3. Двигательный контроль и планирование. «Он не может начать. Когда я прошу его написать что-нибудь, он просто сидит».

Подумайте об инерции, которая определяется как противоположность или даже нежелание движения, активности или перемен. Инерция является одной из функций нейрологических процессов, контролирующих способность сфокусироваться и спланировать моторные движения. По мнению Ларсона и его коллег, когда человек испытывает трудности с концентрацией внимания и планированием движений, результатом нередко является инерция. Она объясняет затруднения, испытываемые людьми с аутизмом в том, чтобы начать выполнять письменные задания.

Для учеников помоложе, предложите написать первое слово в задании вместе (положив руку на руку студента). С каждой написанной буквой, не убирая руки, медленно ослабляйте давление вашей руки на руку студента. Когда вы почувствуете, что студент начал писать, медленно уберите руку. Часто такой физический толчок может разорвать инерционный цикл и позволить ребенку выполнить задание самому.

Для учеников постарше, разорвите инерционный цикл легким постукиванием по бумаге в точке, где студент должен начать писать. Часто этого молчаливого вмешательства бывает достаточно, чтобы помочь ученику сделать первое движение. Тенденция к возврату в состояние инерции достаточно сильна в данной группе учеников, поэтому взрослому нужно быть готовым повторить молчаливое движение, как только покажется, что ученик снова впал в ступор.

Часть 4. Сенсорная регуляция. «Каждый раз, когда его просят что-нибудь написать, у него начинается истерика!»

Вестибюлярный аппарат контролирует многие навыки, необходимые для написания: равновесие, баланс, способность держать голову и шею вертикально против силы тяжести, двусторонний контроль между двумя сторонами тела и координация глаз и рук. Когда людям с аутизмом и синдромом Аспергера нужно регулировать эти психомоторные аспекты, управлять речью и организовывать свои действия, необходимые для выполнения письменного задания, и в то же время фильтровать множество звуков, цветов, запахов и движений, окружающих их, результатом часто становится отказ или истерика.

Сделать активный перерыв перед началом выполнения письменного задания. Попросите ученика отжаться от стены 30 раз перед тем, как снова сесть за письмо. Или перед выполнением домашнего задания попросить студента пронести полную корзину белья вверх и вниз по лестнице несколько раз. Включите несколько веселых двигательных пауз в письменное задание (например, написать пять фраз, сделать пятиминутную паузу для оживленных игр на приставке, затем снова написать пять фраз). Такие двигательные паузы не только мотивируют ученика на работу, но и стимулируют вестибюлярный аппарат и помогают регулировать сенсорную интеграцию, необходимую для выполнения письменного задания.

Писать — тяжелый труд для ученика с аутизмом или синдромом Аспергера. Даже простейшие письменные задания требуют навыков речи, организации, контроля за моторикой и планирования, а также сенсорной регуляции. Трудности в этих четырех областях могут привести к отказу или истерике каждый раз, когда ученика просят написать что-нибудь. Постарайтесь разобраться, какая из этих четырех областей влияет на способность ученика писать и, учитывая это, постарайтесь ему помочь. С должной поддержкой дома и в школе, ученики с расстройствами аутистического спектра могут стать счастливыми и успешными писателями.



Оставить отзыв
Заказать обратный звонок Оставьте ваши конакты, и наш менеджер свяжется в Вами в ближайшее время