ОТКРЫТОЕ СЕРДЦЕ Поможем детям вместе

Челябинская областная общественная организация помощи детям

Елена Шереметьева рассказала о секретах развития речи у особых детей.

Елена Шереметьева рассказала о секретах развития речи у особых детей.

Как научить особого ребенка говорить? Как не упустить важные этапы в его развитии? Эти вопросы – одни из самых сложных и важных для семьи малыша с особенностями развития. На них по нашей просьбе отвечает эксперт, автор методики предупреждения отклонений речевого развития у детей раннего возраста в области раннего развития - кандидат педагогических наук , доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик ЧГПУ Елена Викторовна Шереметьева

Многие родители, получая в период беременности информацию о том, что их ребенок будет особым, сравнивают свое состояние с падением в бездну. Кажется, жизнь на этом заканчивается, нет никакого спасения и никакой возможности что-то изменить. Только горе да бесконечные вопросы «почему» и «за что». Это потом, преодолев панику, в Интернете они найдут удивительные факты. Узнают вдруг, что Леонардо да Винчи и Эйнштейн, Моцарт и Кафка были аутистами, полностью обездвиженный нобелевский лауреат Стивен Хокинг открывает фундаментальные законы Вселенной, а Кэрри Браун, родившаяся с синдромом Дауна, стала знаменитой моделью. Но чтобы преодолеть панику, порой недостаточно бывает силы воли. Нужна помощь специалиста.

- Елена Викторовна, что Вы порекомендуете делать родителям особого малыша в первую очередь?

- Первое – необходимо избавиться от страхов. Это в любом случае ребенок, и он уже родился. Если нет возможности побороть страх самостоятельно, нужно найти педагога или психолога, который расскажет о развитии и поможет создать среду для конкретного малыша. И тогда, как показывает мой педагогический опыт, многие детки демонстрируют хорошие результаты, радуют родителей. К сожалению, многие папы и мамы ищут лекарства, но таблетки есть только для здоровья, а для развития таблеток нет. Сейчас в системе здравоохранения думающие детские неврологи уже отказываются от многих стимулирующих препаратов, поскольку их применение утяжеляет работу педагогов впоследствии. Некоторые препараты закрепляют патологические стереотипы.

Самый важный период развития – от ноля до года. Такие невероятные возможности у младенца! Когда работаешь с детьми серьезной группы риска, родители даже не понимают, что могло бы быть, если не было бы такого мягкого корректного ведения семьи. Следующий период хороших возможностей – от года до трех лет. Можно что-то компенсировать, но личность, с моей точки зрения, формируется именно до года. Знаете, психологию изучаю давным-давно, но не в одном учебнике я это не причитала…

- Как же в принципе можно работать с ребенком до года, если в представлении большинства он умеет только кушать, спать и требовать новые памперсы?

- Они потрясающе развиваются! Самое важное для ребенка –общение и внимание. Если есть сложности в развитии, однозначно нужно обращаться к педагогу. Причем как можно раньше. Очень трудно научить общаться четырехлетнего ребенка, сложного, не говорящего, полностью уже зависимого от сенсорной среды, прошедшего к тому же все курсы медикаментозного подкрепления, закрепившие стереотипы. Поэтому - лучшее от нуля до года. А сейчас у меня появилась идея пренатальной педагогики. Ей можно и нужно заниматься при любом риске. Есть несколько семей, которые пошли на этот эксперимент.

- Но вернемся к первому шагу – избавиться от страхов и успокоиться. Легко сказать, но выполнить, видимо, не так просто…

Sheremeteva 003.jpg- Увидеть в ребенке ребенка, о котором надо заботиться – это самое главное и, поверьте, не очень сложное. Просто увидеть, что у него такие же глаза. Пусть он с синдромом Дауна. Ну и что?! Это не приговор. Есть талантливые люди, интеллектуалы с этим диагнозом, профессора, актеры... И это нормально. Бывает такое в жизни. Не надо впадать в панику. Родителям нужно просто принять ситуацию. Ребенок есть – и прекрасно! Он у них самый замечательный, самый добрый на свете! Кто сказал, что все должны быть одинаковы? Представьте себе общество бесконечных Барби и атлетически сложенных мужчин… Нам было бы просто неинтересно смотреть друг на друга. В каждом ребенке заложен свой талант. Задача родителей – его найти и раскрыть. Не втискивать в свои правила, представления и какие-то нормативы, не думать о том, что скажут соседи. Да какая разница, что они скажут? Самое важное – это ваш ребенок! Радуйтесь каждому его шагу.

Когда приходишь в семью со сложным малышом первого года жизни, зачастую работа больше идет с мамой. Родителей нужно вытаскивать из тяжелого невроза, в который их погружает общество, поскольку ребенок «какой-то не такой». Мама бьет себя в грудь, доказывая: «Он у меня нормальный!» А, по сути дела, доказывает это себе. Ведь если ребенок нормально развивается, никому ничего объяснять не надо. Задача педагога и психолога - дать маме правильную установку: «Он у меня такой, какой есть!». И тогда ребенок покажет удивительные варианты развития.

- Итак, успокоились и пошли искать профессиональной помощи. На этом пути тоже очень много подводных камней. Нашли специалиста, а он только навредил…

- Есть, к сожалению, и такие варианты. Самый важный принцип, по которому я выбираю профессионалов в любом деле, – это собственные ощущения, интуиция.

- Ну не у всех же она развита…

- Тогда на помощь может прийти замечательная аксиома. Специалист должен уметь видеть через ребенка учебники, а не через учебники ребенка.

- Хорошо сказано! Еще бы родители умели видеть через специалиста не учебники, а человека…

model.jpg- Тогда – еще проще. Если все, что делает специалист, способствует общению родителей с ребенком, увеличивает продолжительность этого общения и дает положительные результаты в течение месяца, специалист хороший. Если этого не происходит, лучше отказаться и найти другого. Есть варианты, когда мне говорят: «Ну мы же занимались! С шести месяцев презентации компьютерные показывали – нам логопед посоветовал». Ка-та-строфа! Я бы очень хотела найти этого логопеда и поговорить с ним о возрастной психологии и психофизиологии.

- Нельзя к компьютеру подпускать?

- Любые гаджеты прекращают общение. Это некая «развивалка», которая очень сильно закрепощает ребенка. И ему потом крайне сложно выйти в естественный мир. Я бы до трех лет вообще бы всем детям запретила гаджеты. Как минимум - до трех лет, а в идеале - пока у ребенка не сформируется хороший коммуникативный навык. Вообще эффективность и социальная успешность человека зависит именно от этого. Чем ребенок общительнее, чем комфортнее он себя чувствует в любой среде, чем он легче адаптируется, тем успешнее он будет во взрослой жизни. И тогда он уже предпочтет использовать компьютер как средство, а не станет средством для компьютера. И тогда родителям не надо будет беспокоиться, что он «загамается», уйдет в виртуальное пространство игры. В подростковом возрасте, когда возникнет наиболее благоприятный период общения со сверстниками, внутренний стержень не даст ему сбиться с пути. Он знает, чего он хочет сам, и не важно, что при этом от него хочет кто-то. Вот это и будет социальная успешность.

- Это правда, что развитие тела влияет на развитие речи ребенка?

- В нашем биологическом теле нет ни одного органа, который был бы предназначен для речи. Ее появление - это реальное чудо надстройки над уже гармонично физиологически функционирующими системами слуха, зрения, осязания и движения. И возможно это чудо только в процессе живого общения малыша с близким окружением. Вот поэтому всякое направленное воздействие специалиста (неважно при каких нарушениях) надо начинать с оценки состояния именно этих систем. Чтобы появились сначала первые звуки, потом слова, надо развивать слуховое, зрительное, тактильное восприятие и, конечно, двигательную сферу в процессе живого общения. В моей книге "Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста" я предлагаю модель психоречевого развития ребенка от рождения до первой фразы. Модель позволяет понять онтогенез компонентов речи в их взаимосвязи, а, следовательно, и пошагово компенсировать, корректировать или вызывать речь у детей с ОВЗ. Многое зависит от исходного состояния развития ребенка.

Но развитие ребенка не напрямую зависит от его здоровья. Бывают дети ослабленные, с тяжелыми синдромными заболеваниями, но с прекрасным развитием. У меня есть девочка с синдромом Дауна, к которой меня пригласили, когда ей исполнилось 11 месяцев. Бабушка со слезами причитала: «У нас очень тяжелая ситуация!». На самом деле ничего там тяжелого я не обнаружила. Очень добрый ребенок, глаза светятся любовью. Сразу после рождения сделали серьезную операцию. В результате хирургических манипуляций ноги были абсолютно обездвижены. Сейчас малышке три года, начинает говорить, сама становится на ножки, с опорой передвигается. Прекрасная мелкая моторика, много сказок знает, успешно решает задачки для своего возраста - чудесная девочка!

- И все же что для родителей особых детей самое сложное?

Sheremeteva 001.jpg- Самое сложное… - не слушать советов неспециалистов, не читать эти блоги и комментарии бесконечные. У вашего ребенка индивидуальный путь развития. Я сталкиваюсь с ситуацией, когда советы доктора Комаровского влияют отрицательно. Родители настолько на них зацикливаются, что друг с другом вступают в конфликт. Понимаете, это всего лишь среднестатистические советы для всех, но ваш-то ребенок особенный. Он единственный и неповторимый. Не нужно впадать в крайности. Есть основные вехи, которые показывают, что малыш развивается хорошо, их и придерживайтесь.

В особом детстве есть понятие «стереотипия». Мама часто болеющего ребенка (а это тоже особые дети) начала в нем видеть расстройство аутистического спектра, начитавшись блогов. И малыш стал радостно все это ей демонстрировать, подыгрывать. Его папа у меня на консультации доказывает: «Нет у ребенка этого!» Мама же кричит в ответ: «Да нет же, это аутизм!» Родители ругаются. Но когда я пришла в семью, обнаружила: малыш с мамой один, а с папой другой. Стереотипии всегда о чем-то говорят. Вопрос – о чем. Мама увидела в нем то, что захотела.

- Получается и любовь родителей должна быть особенной?

- Любовь должна быть! Важно, что мы вкладываем в это понятие. Любовь – это не количество игрушек и сладостей. Это общение. Разрешайте ребенку делать все, что он хочет рядом со взрослыми. Пусть утюжит, забивает гвозди, лезет с папой под машину, ездит с мамой на примерки… Важно давать большое количество социального опыта, разного, взрослого. Игрушки в этом смысле бессильны. Помогите открыть дверь во взрослый мир, и ваш ребенок наполнит его особой радостью.

Автор: Татьяна Строганова

Сайт автора: www.Stroganova.su

Фото автора


Заказать обратный звонок Оставьте ваши конакты, и наш менеджер свяжется в Вами в ближайшее время