- e-mail: openheart74@mail.ru
- адрес: г. Челябинск, ул. Овчинникова, д. 11
- Задать вопрос
Более трехсот специалистов по работе с детьми – инвалидами из пяти муниципальных районов области выразили желание продолжить работу в общественном проекте «Золотой ключик». Уникальность его в том, что в сельских районах получили возможность познакомиться с лучшей российской практикой инклюзивного образования.
С такой инициативой выступила Челябинская областная общественная организация помощи детям «Открытое сердце». По словам руководителя проекта и председателя организации Елизаветы Кирилловой, с принятием в 2016 году закона «Об образовании» количество вопросов о том, как обеспечить включение ребенка с нарушениями интеллекта в общеобразовательную среду, выросло в несколько раз.
«И как маму ребенка-инвалида и как педагога меня заинтересовала уникальная модель инклюзивного образования, которую в 2010 году внедрили на площадке московской школы № 1465 Екатерина Мень и Яна Золотовицкая. Сейчас в этой школе обучаются 22 подростка с разными нарушениями. И при этом навыки они усваивают с 3 раза успешнее, чем их ровесники в коррекционных школах. Чтобы добиться таких же результатов, нужно подготовить почву: повлиять на общественное сознание, получить поддержку органов государственной власти, обучить специалистов», - прокомментировала актуальность проекта Елизавета Кириллова.
Изучив опыт коллег, «Открытое сердце» накануне дня защиты детей запустило просветительский благотворительный проект «Золотой ключик». Первая встреча прошла в Челябинске на площадке детского сада № 448. Идею поддержали уполномоченный по правам ребенка Ирина Буторина и комитеты социальной политики и образования Челябинска. После дискуссий и споров было сформировано тематическое содержание семинаров и круглых столов, с которыми специалисты «Открытого сердца» отправились в область.
За полгода работы они побывали в Октябрьском, Каслинском, Катав-Ивановском, Красноармейском районах, дважды в Миасском городском округе. При абсолютно разных ситуациях в каждом из муниципалитетов, педагогов, социальных работников и родителей беспокоят вопросы, как сформировать у ребенка с нарушениями интеллекта социально приемлемое поведение, настроить его на обучение, обеспечить тандем родитель - педагог. В помощь заинтересованным слушателям были предложены практики прикладного анализа поведения- научной дисциплины, которая уже более ста лет опирается в обучении особых детей не на диагнозы, а их сильные стороны и внутренние ресурсы.
В процессе встреч участники разобрались, какие стереотипы препятствуют социализации детей с расстройствами аутистического спектра и синдромом Дауна, как правильно реагировать на нежелательное поведение, которое у неговорящих детей выполняет функцию коммуникации, обзорно познакомились с практикой инклюзии в московской школе №1465.
«В этом году нам предложили продолжить работу в сельских районах области. Актуальность темы и выбранный формат показали свою эффективность. Мы хотели пригласить для обмена опытом наших московских коллег и вывести работу на качественно новый уровень. Для этого сейчас мы работаем над грантовой поддержкой. Кстати, для реализации в Челябинске близкого к теме проекта «Инклюзия без границ» мы уже получили грант городской администрации», - уточнила планы на этот год председатель Челябинской областной общественной организации помощи детям «Открытое сердце» Елизавета Кириллова.